Очень часто, воспитывая ребенка или подростка с нарушениями психического или психофизического развития, родители не могут объяснить себе его поведение. Особенно это касается случаев агрессивного, опасного или досаждающего поведения. Конечно, речь идет прежде всего о детях, которые не используют речь, как основное средство коммуникации.
Наша задача – помочь ребенку не использовать такие формы поведения. Прежде, чем это сделать, нам необходимо понять, чем они вызваны. Только после этого мы будем пытаться подобрать «волшебный ключик» и изменить ситуацию.
В анализе поведения нам очень поможет детальное описание случая. Мы должны обратить внимание не только на поведение ребенка, но и на свои привычные чувства и реакции.
Ниже вы найдете список вопросов, которые помогут вам в описании случая. С этим описанием ваша работа с психологом или педагогом пойдет гораздо эффективнее!
Необязательно отвечать на все вопросы, но наверняка найдутся те, которые вам помогут.
Наша задача – помочь ребенку не использовать такие формы поведения. Прежде, чем это сделать, нам необходимо понять, чем они вызваны. Только после этого мы будем пытаться подобрать «волшебный ключик» и изменить ситуацию.
В анализе поведения нам очень поможет детальное описание случая. Мы должны обратить внимание не только на поведение ребенка, но и на свои привычные чувства и реакции.
Ниже вы найдете список вопросов, которые помогут вам в описании случая. С этим описанием ваша работа с психологом или педагогом пойдет гораздо эффективнее!
Необязательно отвечать на все вопросы, но наверняка найдутся те, которые вам помогут.
- Что именно случилось? Опишите кратко.
- Это часто повторяющееся проблемное поведение? Или случилось что-то необычное?
- Что вы почувствовали, когда это случилось?
- Что именно является для вас проблемой? (это опасно; это стыдно, так как происходит в общественном месте; другие люди обращают внимание/делают замечания; это заставляет меня чувствовать себя беспомощной; это пугает меня и других; это неправильно, потому что… и пр.)
- Что вы сделали, чтобы разрешить ситуацию? Это помогло или нет? Как вы думаете, почему?
- Что по поводу этого случая сказал бы врач (психиатр, невролог, - тот врач, который наблюдает ребенка)?
- Что по поводу этого случая сказал бы психолог?
- Что сказал бы тьютор?
- Кто еще участвовал в произошедшем? В чем была их роль? Что бы они сказали?
- Что предшествовало этому проблемному случаю? Какие факторы могли повлиять?
- Как обычно успокаивается (переключается) ваш ребенок? Помогло ли это в данном случае?
- Если это повторяющиеся случаи проблемного поведения, то были ли какие-то уникальные исключения, когда вам удавалось совладать с этим поведением? Что это было?
- Могла ли эта ситуация разрешиться по-другому? Если да, то как? Какие факторы могли бы повлиять?
- Какие выводы я уже смогла сделать на основе описание случая?