Новости

В Москве состоялись мероприятия по ранней помощи для специалистов и родителей

Во второй день межрегиональной конференции «Ранняя помощь детям и семьям – основные тенденции и перспективы развития» 25-го марта при участии ЭМЦ «Особое детство» состоялись секции, дискуссионные площадки и мастер-классы для специалистов и родителей.

На секции «Научно обоснованная ранняя помощь» были представлены данные исследований эффективности программ в области раннего детства, информация об изменении представлений о проведении исследований эффективности раннего вмешательства, обсуждались понятия, используемые в данной области, и требования к рандомизированным контролируемым исследованиям. Р.Ж. Мухамедрахимов, д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей СПбГУ и Е. Е. Ермолаева, исполнительный директор Ассоциации профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи.

Участники секции познакомились с информацией об эффективных, согласно зарубежным данным, программах. О.В. Караневская, к.п.н., доцент МГППУ, учитель-дефектолог ЦЛП «Особое детство» рассказала об организации исследования в группе для детей 2-4 лет по Денверской модели раннего вмешательства.

Мастер-класс «Когда, зачем и как оказывать помощь ребенку в детской интегративной группе. Анализ случаев» провели: О.Л. Холодова, психолог ЦЛП, мл.н.сотр. лаборатории развития ребенка МГПУ, сертифицированный эксперт ECERS-3 и О.А. Арбекова, психолог ЦЛП, к. псих. наук, экзистенциальный психолог. Обсуждались такие вопросы, как: «Когда и как помогать ребенку раннего возраста, чтобы взрослый был опорой и утешителем на пути ребенка к самостоятельности и развитию инициативности?»; «Как понять, стоит ли оказывать помощь ребенку? Если да, то в какой именно момент?»; «По каким критериям можно понять, что помощь достигла своих целей?». Родители познакомились с видеокейсами, собранными в группе для детей раннего возраста «Родители и дети. Третий год» и в группе кратковременного пребывания. Участники смогли потренироваться в использовании различных критериев и оснований для принятия решения об оказании помощи.

Дискуссионная площадка «Путь к партнерству родителей и специалистов в ранней помощи в интересах ребенка» стала пространством для обсуждения эффективности работы междисциплинарной команды в интересах ребёнка. На дискуссии участники в интерактивной форме обсудили понимание феномена "Партнёрства". На практических примерах профессионалы и родители рассказали о положительных практиках создания партнерских отношений на разных этапах взаимодействия. Родители рассказали о процессе вовлечения и их роли в реализации программы, сделать профессиональные выводы и менять профессиональное мышление в сторону сотрудничества. Эксперт ЦЛП «Особое детство» Е.В. Моржина поделилась опытом проведения родительских групп в ЦЛП, о формировании сотрудничества между родителями и специалистами, а также сотрудничества родителей друг с другом.

А самой популярной секцией второго дня конференции стала «Методы психодиагностики в ранней помощи». Доценты кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей СПбГУ сделали обзор современных диагностических методов для оценки психического развития ребенка раннего возраста и его взаимодействия с близким взрослым. «Эта новая диагностическая классификация дает различным специалистам общий язык, унифицирует документы и упрощает общение», – пояснила Анастасия Примакова, невролог Центра лечебной педагогики и соведущий секции.

Мероприятия поддержаны Фондом президентских грантов.