Свой ключ

Взросление детей с нарушениями развития. От детства к взрослости

Вместе с коллегами по родительским группам мы часто обсуждали «Что такое взросление?» и в дискуссии старались найти для себя ответы на вопросы, связанные с взрослением наших детей: «Как отличить взрослого человека от невзрослого?», «Что должен уметь / знать / делать / каким должен быть человек, чтобы считаться взрослым?».

Сегодня в этой статье мы хотим поделиться с вами наши мыслями о том, какими могут быть ответы на эти вопросы, подсветим, в чем особенность процесса взросления для детей с нарушениями развития.

Что такое «взросление»?

Давайте сначала вместе с читателем разберёмся с тем, что же такое взрослость, какой человек считается взрослым, а какой нет?

В толковом словаре С.И. Ожегова у понятия «взрослость» нет своего отдельного определения, зато у понятия взрослый человек есть.

Взрослый человек определяется как «человек, достигший зрелого возраста». Это достаточно формальное определение, так как в каждодневной жизни состояние «взрослости человека» определяется не только возрастом, а в первую очередь навыками, умениями или психологическим состоянием человека.

Поэтому это определение можно расширить и добавить, что взрослый – это человек, обладающий телесной и ментальной зрелостью, располагающий необходимыми знаниями и умениями, которые позволят ему принимать решения, важные на его жизненном пути.

Мы, конечно, все знаем, что человек из ребенка становится взрослым не сразу, а в результате долгого и не простого процесса - процесса взросления. Здесь одно из главных слов – это процесс, то есть продолжительное, закономерное, последовательное действие, направленное на достижения поставленной цели (на достижение ребенком или подростком состояния взрослости).

Мы, родители особых детей, понимаем, как нашим детям порой бывает сложно научиться самостоятельности в бытовых вопросах, в самообслуживании и в проявлении ответственности. Для некоторых самостоятельное проживание или полностью самостоятельное самообслуживание может быть недостижимой целью. Но это совсем не значит, что мы не должны помогать нашим детям двигаться вперед по процессу взросления. Наоборот, наша родительская задача - помочь нашим детям приблизиться к состоянию взрослости как можно ближе, насколько это возможно, исходя из индивидуальных возможностей каждого.

Процесс взросления

Взросление – это процесс перехода психологического состояния от детского мировоззрения (надежда, что за тебя все сделают другие) к взрослому мировоззрению (проявление личной ответственности).

Начинать двигаться по процессу взросления можно не только в подростковом возрасте, и с детьми младшего возраста.

Чаще всего, ребенок приобретает навыки, необходимые для взрослой и самостоятельной жизни (проходит все этапы процесса взросления), в семье. Но бывают особые случаи, когда для подростка развитие этих навыков в семье не может быть реализовано в полной мере по разным причинам. К такой категории могут относиться, например:

• подростки с особенностями развития

• подростки из малообеспеченных семей

• подростки из семей, которые оказались в сложной жизненной ситуации

• подростки из семей, которые временно находятся в сложной жизненной ситуации

• подростки сироты или подростки из детских интернатов

Сегодня в этой статье мы хотим уделить внимание сложностям взросления, с которыми могут столкнуться именно люди с нарушениями развития.

Сложности взросления у людей с нарушением развития

Часто у подростка с особенностями развития, который живет в семье, нет возможности в полной мере приобрести навыки для взрослой и самостоятельной жизни. На пути взросления люди с особенностями развития и их семьи сталкиваются с целым набором сложностей.

В первую очередь это связано с тем, что у особого подростка или мало, или вообще нет НЕ семейного социального окружения. То есть семья замыкается внутри самой себя, и у подростка нет «наружи» и «двора», чтобы проявить себя вне семьи.

Психологи отмечают, что импульс взросления обычно приходит снаружи. Подросток взаимодействует с внешним миром (вне семьи), встречается с новыми для себя людьми, оказывается в новых для себя обстоятельствах, которые требуют проявлять новые навыки, не похожие на те, что были дома в привычном кругу семьи. Полученный новый опыт подросток приносит обратно в семью и начинает действовать исходя из новых навыков и умений. В этом случае семье приходится подстраиваться под эти вызовы и перестраиваться самой.

У людей с нарушением развития очень мало социального окружения, вне семейного, нет «двора» и порой отсутствуют элементы социального подражания (умение приобретают новые навыки из среды общения и взаимодействия). Вот поэтому им так трудно двигаться по пути взросления.

Часто, в рамках семьи, особый человек застревает в одном психологическом возрасте, то есть фактический возраст человека опережает его психологический возраст, а фактические умения и бытовые навыки не соответствуют тому, что человек мог бы уметь для своего фактического возраста.

Какие задачи взросления стоят перед особыми детьми?

Процесс взросления можно разделить на множество задач, которые необходимо решить подростку, чтобы стать взрослым. Ниже мы рассмотрим и прокомментируем некоторые важные из них.

1) Одной из главных задач является сепарация подростка от родителей. Проявление чувства грусти и тоски по родительской семье – это нормальное чувство на начальном этапе адаптации к самостоятельной жизни. Но можно встретить такие ситуации, когда особые молодые люди переживают сильное чувство потери в случае, когда начинают привыкать жить самостоятельно от родителей. Это сильное чувство в них возникает несмотря на то, что их долго готовили к самостоятельному проживанию, и у них ранее уже была практика проживания в тренировочных квартирах.

2) Второй главной задачей является максимально возможное для каждого конкретного человека умение самообслуживания и забота о себе (например, туалет, душ, одевание). Чем больше человек самостоятелен, с учетом своих ограничений, тем лучше он себя чувствует. В этом случае у человека появляется ощущение, что «я наравне с другими», «я делаю как все». Это важно для осознания себя в сообществе сильным и успешным, «таким же, как все».

3) Третью главную задачу мы обозначим, как приготовление еды и умение учитывать свои и чужие ограничения в еде.

Важно, чтобы у особого взрослого не было идеи, что еда появляется «из воздуха». Важно, чтобы у него было понимание о процессе приготовлении и покупки еды, и активное участие в этих процессах, исходя из его возможностей.

Принятия своего ограничения в еде (если оно есть) и соблюдения этого ограничения – это еще одна важная тема для достижения взрослости. Родителям следует помочь своим особым детям самим знать, принимать и регулировать свои ограничения в еде и, не менее важно, следует объяснить своему ребенку, почему ему нельзя есть тот или иной продукт (вещество).

Есть еще целый ряд задач, на которые стоит обратить внимание и не упустить родителям детей с особенностями развития:

  • способность регулировать свой сон (умение завершить все свои дела в конце дня, справиться с возбуждением, угомониться, умение засыпать)
  • умение переносить дискомфорт (умение урегулировать себя в состоянии дискомфорта, умение справиться с собой в состоянии дискомфорта, выявлять у себя признаки сильного дискомфорта)
  • умение себя занять (самому организовывать свое время). Бывают семьи, в которых жизнь сильно структурирована. Людям из таких семей бывает очень сложно придумать, чем себя занять при самостоятельном проживании
  • умение вести себя безопасно для себя и для других (соблюдать самому простые правила поведения, например, на улице не выбегать на дорогу, входя в транспорт не толкаться)
  • уход за собой, как забота об окружающих (понимание и соблюдения процесса, самоорганизация: «как часто», «как» я моюсь, понимание «почему мне надо помыться», соблюдения правила отсутствия пятен на одежде, отсутствие запаха от тела)
  • умение жить в коллективе в случае не семейной системы, а, например, совместное или сопровождаемое проживания (развиваться в сторону эмпатии)

Какие задачи взросления стоят перед родителями особых детей?

Одной из важнейших задач для родителей является сепарация от своих взрослых детей.

У некоторых родителей возникает ошибочная ассоциация сепарации с «бросанием ребенка», с «предательством». Но это совсем не так. Сепарация — это про формирование со своим взрослым особым ребенком отношений и связи не жёстким «канатом», который крепко держит людей вместе, а мягкой «веревкой», которая дает обоим ощущение, что вы живете по-отдельности, но при этом вы все равно связаны вместе.

Хорошо прошедшая сепарация между родителем и ребенком в любом возрасте приводит к более качественному контакту между родителями и детьми в будущем. Можно не бояться, что сепарация ухудшит ваши отношения. Наоборот, в перспективе качественная сепарация должна передвинуть детско-родительские отношения на более высокий взрослый уровень.

Еще важно отметить, что для продвижения детей по процессу взросления родителю нужно умение смягчать требования/понижать планку к своим детям и к их самостоятельной организации своего быта и питания. При самостоятельной жизни человек не должен жестко повторять жизнь, уклад и порядки, которые были сформированы в родительской семье.

Чтобы взросление детей прошло максимально безболезненно для родителей, у них должна быть способность получать удовольствие от жизни вдали от родного особого взрослого. Многим родителям трудно проводить время без своего особого взрослого, они грустят и скучают, ездят посмотреть «одним глазком» как самостоятельно живет их особый взрослый, звонят по многу раз, нервничают, когда их особый взрослый не подходит к телефону, требуют перезвонить. Такая сильная эмоциональная привязанность родителя чувствуется особым взрослым ребенком.

Чтобы смягчить процесс отделения молодого взрослого от родительской семьи, важно, чтобы у родителей было что-то в жизни помимо заботы о своем ребенке (например, занятие своим здоровьем, посещение концертов, маленький ремонт в квартире, хобби и др.).

Если взросление молодого человека происходит внутри семьи, то надо постараться уйти от его роли как младшего члена семьи. То есть вся система семьи должна перестроиться, должно произойти перераспределение ролей, учитывая взрослую и равную позицию взрослых детей и родителей. Для особых взрослых в семье не должно быть роли младшего, но может остаться роль человека, которому в чем-то нужна помощь. Должны быть четкие выделенные обязанности для каждого и четкое понимание важности каждого члена семейной системы.

Цели, которые могу поставить перед собой родители особых взрослых

Резюмируя, подведем итог и предложим долгосрочные цели, которые могут ставить перед собой молодые люди, чтобы стать взрослыми.

Важной задачей для взрослой и самостоятельней жизни является максимально высокий уровень саморегуляции. Каждому особому человеку важно выработать для себя свой максимально возможный уровень саморегуляции, который поможет ему справляться с внутренним дискомфортом, внутренней самоорганизованостью.

Не менее важное умение – это умение связывать себя с собой вчерашним и завтрашним (обещания, планы, ответственность перед самим собой и перед окружающими). Это подразумевает осознание связи между решениями, договоренностями, сделанными в прошлом и реализации этих планов и договоренностей в будущем, и умение выдерживать свои планы.

Конечно, жизнь особого взрослого человека не может происходить без учебы и работы, на которую каждый человек имеет право. Но не менее важно, что у каждого особого взрослого есть право на создании своей семьи (жить с кем-то), в которой он будет исполнять роль не ребенка, а взрослого. Не у всех особых взрослых получается жить в семейном укладе, так как это особая сложная структура взаимоотношений. Но никакой диагноз не может перекрыть эту возможность, ведь семья особых людей может жить с поддержкой и с внешней помощью.

Еще важно отметить умение понимать свои желания и возможности, умение заботится не только о других, но и о себе самом. Это подразумевает, что взрослый человек должен иметь понимание, чего хочет он сам. Это очень важно в долгосрочной перспективе, потому что если человек делает то, что его заставляют, то рано или поздно это может закончиться отрицанием, истощением и прекращением выполнения того или иного дела.

И последнее. У некоторых особых взрослых возникает потребность и возможности участвовать в делах «большого мира» (волонтерство). Это высокий формат деятельности для особых взрослых. Он важный, потому что деятельность происходит в контексте не только «я о ком-то забочусь», не только «обо мне кто-то заботится», а «я забочусь об этом мире, и я его меняю».

Взросление для подопечных проекта «СВОЙ КЛЮЧ»

В рамках проекта «СВОЙ КЛЮЧ» мы разрабатываем и запускаем в работу тренировочное пространство для того, чтобы дать возможность нашим подопечным пройти максимально далеко, насколько это возможно для каждого из них, в процессе взросления. Внедряем пространство для развития навыков у подростков и молодых людей, необходимых для их взрослой самостоятельной жизни.

Мы мечтаем, чтобы наш проект стал успешным примером помощи развития взрослости для особых подростков и молодых людей и был поддержан на государственном уровне и масштабирован по всей стране. Взросление людей подросткового возраста является важной социальной составляющей для стабильного развития общества, это повышает эффективность общества в долгосрочной перспективе и снижается нагрузка на домохозяйства и на социальную сферу.