Группа социологов Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ проводит лонгитюдное социологическое исследование эффектов учебного сопровождаемого проживания в рамках программы «Свой Ключ».
2023 годИсследование «Учебное сопровождаемое проживание: оценка эффектов на ранней стадии реализации»Сотрудники Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в рамках программы учебного сопровождаемого проживания «Свой Ключ». Исследование оценивало ранние эффекты программы на людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель: Оценить изменения в уровнях самостоятельности, эмоционального благополучия и взаимоотношений внутри семей участников программы.
Особенности исследования: • Изучение влияния программы на три группы: люди с инвалидностью, их родители и ближайшие родственники, а также сопровождающие и волонтеры.
• Применение смешанных методов: интервью, анкетирование, фокус-группы.
• Длительность исследования: сентябрь—декабрь 2023 года.
Главные результаты: • Родители отметили улучшение навыков самостоятельности детей в бытовой сфере (одевание, уборка).
• Семьи подтвердили стабилизацию эмоционального фона и усиление семейных связей.
• Волонтеры получили полезные знания и опыт, усилившие их личностное развитие.
Практические выводы: • Результаты исследования показывают удовлетворённость людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья участием в программе учебного сопровождаемого проживания.
• С точки зрения улучшения социально-бытовых навыков и качества жизни людей с ментальной инвалидностью оптимальным возрастом вовлечения людей с ментальной инвалидностью в программу учебного сопровождаемого проживания является подростковый возраст.
• Дальнейшие исследования помогут глубже понять влияние сопровождаемого проживания на качество жизни людей с особыми потребностями.
Исследование подтвердило позитивное влияние программы на развитие самостоятельности и улучшение внутрисемейных отношений. Ранние результаты свидетельствуют о перспективности и важности внедрения подобных программ для людей с особыми потребностями.
Отчет 2024 годИсследование «Учебное сопровождаемое проживание: мнение семей участников проекта»Исследование оценивало динамику развития навыков самостоятельности и семейного благополучия среди участников программы учебного сопровождаемого проживания «Свой ключ». Оценка проведена методом анкетирования.
Длительность исследования: январь—декабрь 2024 года.
Основные результаты• Родители отмечают положительную динамику развития навыков самостоятельности участников программы, особенно в бытовом плане (самообслуживание, уборка).
• Физическое и эмоциональное состояние родителей стабилизировалось, отношения в семье улучшились.
• Детско-родительские отношения улучшились, повысился уровень взаимопонимания и доверия.
• Семьи поддерживают программу, считают ее важной составляющей социализации и развития детей с особыми потребностями.
Изменения в семейном благополучии • Уровень семейного благополучия улучшается постепенно и неравномерно. Особенно заметно улучшение внутрисемейных отношений: усиливается привязанность между родителями и ребенком, повышается уровень доверия внутри семьи.
• Небольшая отрицательная динамика в показателях семейного благополучия может интерпретироваться как признак роста самостоятельности ребенка. Например, снижение частоты общения ребенка с родителями расценивается как свидетельство приобретения навыков саморефлексии и автономии.
Прогресс в развитии навыков самостоятельности • Наибольший прогресс зафиксирован в развитии навыков одевания и поддержания порядка в быту. Остальные навыки, такие как приготовление пищи и использование средств связи, развивались медленнее.
• Тренировки на учебной квартире способствовали развитию самостоятельности, но закрепление навыков зависело от готовности родных перестроить домашний уклад, позволив ребенку самостоятельно выполнять рутинные задачи.
Факторы, сдерживающие развитие навыков • Недостаточно регулярные посещения, перерывы снижают темп освоения навыков.
• Индивидуальные особенности диагноза также влияют на темпы развития навыков.
Практическое значениеИсследование подтверждает, что тренировки в учебных квартирах способствуют развитию навыков самостоятельности участников и повышают качество жизни семей. Полученные результаты служат основанием для продолжения и совершенствования программы.
ЗаключениеРезультаты исследования подтверждают положительное влияние программы на развитие навыков самостоятельности и улучшение внутрисемейных отношений. Однако для полноценного развития навыков и достижения устойчивых эффектов нужны непрерывные учебные тренировки на квартирах и изменения в домашнем укладе, направленные на поддержание самостоятельности ребенка или молодого человека.
Рекомендации для дальнейшего исследования:• Продолжить регулярные непрерывные занятия для участников и инициировать долгосрочные проекты для достижения долгосрочного эффекта.
• Использовать качественные методы (фокус-группы, интервью) для дополнения количественного анализа и повышения точности выводов.
• Провести глубинные интервью с родителями для получения более содержательной обратной связи.
Отчет